Корзина
empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку "В корзину"
В каталог
Отложенные товары
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку "В избранное"
В каталог
Заказать звонок
г. Москва, ул. Свободы, д.61, корп.1
Поиск
Войти
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Технологии для бизнеса
Заказать звонок
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Виды и особенности IT аутсорсинга

23 Октября 2019
#Бизнес
#Инструкция
#IT Аутсорсинг
#Процессы

Эта статья поможет вам понять, какие бывают варианты оказания услуг IT аутсорсинга, и какой из них выбрать для вашей компании.

Ежегодный прирост отечественного рынка IT-аутсорсинга составляет примерно 10-15%. В среднем в российских компаниях порядка 35% процессов в IT инфраструктурах отданы на аутсорсинг. И с течением времени эта цифра только увеличивается. Специалисты компании Afforto, оказывающей услуги IT аутсорсинга в Москве, разработали подробный гайд по его видам.

Критерии разделения услуг IT аутсорсинга на виды.

Какого-то единого списка критериев, по которым такие услуги делятся на виды, нет. Однако, компании, работающие в этой сфере, придерживаются схожих подходов. Большинство игроков рынка используют классификацию по:

  • Продолжительности оказания услуг.
  • Виду задействования персонала и IT ресурсов.
  • Полноте процессов, передаваемых аутсорсеру.
  • Первостепенности оказания IT услуг.

Виды IT аутсорсинга по продолжительности оказания услуг

Здесь можно выделить 2 вида услуг: единовременные и на постоянной основе.

К первой категории можно отнести:

  • Монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования.
  • Настройку ПО.
  • Помощь в миграции IT инфраструктуры в облако.
  • Изменение конфигурации оборудования.

Этот вариант подойдет тем, кому не требуется регулярное присутствие на рабочем месте IT специалиста, и потребность в решении IT задач возникает время от времени.

Если отдать процессы аутсорсеру на постоянное обслуживание, можно сократить расходы компании на IT инфраструктуру, в среднем на 30-50%. Ведь в таком случае нет необходимости держать в штате сотрудников, платить им заработную плату и сопутствующие отчисления (налоги, взносы в ПФР и пр.). К тому же вы обеспечите постоянный контроль над IT инфраструктурой и оперативное решение возникающих проблем (сотрудник не уйдет в отпуск, на больничный и т.д.).

На постоянной основе могут оказываться разные услуги: от обслуживания офисной техники и компьютеров по графику, до комплексного мониторинга локальных сетей и информационных систем любого масштаба.

Задействование персонала и IT инфраструктуры

По этому критерию IT аутсорсинг также можно разделить на 2 вида: внутренний и внешний (причем, рассматриваются услуги с точки зрения компании-аутсорсера).

При внутреннем аутсорсинге предполагается, что поставщик услуг использует для оказания услуг свою инфраструктуру и персонал. Пример — создание облачной инфраструктуры для клиента и ее полная поддержка. Аутсорсер делает все с использованием своих серверов (ЦОДов), программного обеспечения. А работоспособность всего этого обеспечивают его сотрудники. Клиент же просто пользуется созданной инфраструктурой.

Этот вариант подойдет компаниям, которые не имеют собственных мощностей (серверов, АТС и пр.) для обеспечения работы IT инфраструктуры.

Внешний IT-аутсорсинг предполагает оказание услуг с использованием инфраструктуры клиента. Вот несколько примеров, подходящих под этот вид:

  • Аренда приложений и лицензий на ПО в случае, когда программное обеспечение устанавливается на оборудование клиента. Но поставщик услуг при этом обеспечивает его работоспособность.
  • Услуга «Приходящий сисадмин» и подобные ей. Поставщик услуг обслуживает оборудование, принадлежащее клиенту, и находящееся на его территории.
  • Клиент самостоятельно покупает лицензии на ПО, оно устанавливается на его компьютерах, а представители компании-аутсорсера занимаются обслуживанием и поддержанием работоспособности программного обеспечения.

Этот вид услуг подойдет компаниям с собственным оборудованием, которые стремятся оптимизировать расходы на содержание IT инфраструктуры и поддержание ее работоспособности.

Виды IT аутсорсинга по полноте процессов, передаваемых аутсорсеру

По этому критерию аутсорсинг делят на:

  • Ресурсный.
  • Функциональный.
  • Стратегический.

В первом случае (ресурсный) функции аутсорсера сводятся к предоставлению заказчику персонала. Клиент сам руководит сотрудниками, ставит им задачи, контролирует и пр. При необходимости аутсорсер производит замену персонала. Такая форма взаимодействия между клиентом и поставщиком аутсорсинг услуг еще называется аутстаффингом. Удобный вариант для тех, кто не хочет (или не может) тратить время на поиск квалифицированного IT персонала (ведь зачастую это задача не из легких).

При функциональном аутсорсинге поставщику услуг делегируется часть каких-то функций по обслуживанию и поддержанию работы IT инфраструктуры заказчика. Пример — поддержание работы серверов компании отдается на сторону, а работоспособностью ПО компания занимается своими силами. К слову, именно этот вид услуг самый распространенный на сегодняшний день.

При стратегическом аутсорсинге управление IT инфраструктурой, поддержание ее работоспособности и развитие в полном объеме делегируется поставщику услуг. Клиент просто пользуется ей, не заботясь о том, что и как делается для того, чтобы инфраструктура работала. Такой вариант подойдет, например, тем, чья деятельность никак не связана с IT, и соответствующих специалистов в штате компании нет.

Виды аутсорсинга по первостепенности IT услуг

По этому критерию аутсорсинг делят на рутинный и критичный.

В первом случае аутсорсер берет на себя выполнение каких-то повседневных задач, которые не требуют срочной реакции. Сюда можно отнести:

  • Обслуживание офисной техники и компьютеров.
  • Организацию работы службы поддержки, call-центров и иных подразделений (решений).
  • Поддержку ПО.
  • Обслуживание серверов и пр.

Критичный аутсорсинг — это передача поставщику услуг задач особой важности (стратегическое планирование и пр.), а также требующих незамедлительной реакции (например, устранение аварийных и нештатных ситуаций в работе IT инфраструктуры или информационной системы).

Как правило, оба этих вида «соседствуют» при оказании услуг. Время действия в случае критических ситуаций прописывается в SLA. Это гарантирует клиенту должный уровень сервиса.


Видно, что IT аутсорсинг многогранен. Он легко подстраивается под клиента: вы можете выбрать удобный для себя вид или даже своеобразный симбиоз нескольких разновидностей этой услуги.