Корзина
empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку "В корзину"
В каталог
Отложенные товары
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку "В избранное"
В каталог
Заказать звонок
г. Москва, ул. Свободы, д.61, корп.1
Поиск
Войти
Технологии для бизнеса
Заказать звонок

Антикризисное управление IT-инфраструктурой: «готовь сани летом»

20 Апреля 2020
#Бизнес
#Инструкция
#Процессы
#Безопасность

Кризис, как обычно, приходит внезапно (ну, или почти внезапно). Те, кто готовится к таким ситуациям заранее, «выплывают» из потока внезапно нахлынувших сложностей. Тем же, кто управляет IT-инфраструктурой и другими составляющими наобум, приходится сложнее. Кто-то еще очень долго оправляется от кризисных ситуаций, другие же вообще — сворачивают свой бизнес или вынуждены все начинать сначала.

А что нужно, чтобы подготовиться к кризису и эффективно управлять IT-инфраструктурой в сложной ситуации? Требуется антикризисный план. Давайте разберемся, что это такое, и как разрабатываются такие планы.

У каждого руководителя должен быть антикризисный план. А лучше два.

Если Вы хотите организовать эффективное антикризисное управление IT инфраструктурой, то задумайтесь над разработкой двух его составляющих: BCP и DRP. Вроде бы они выполняют схожие функции. Но все-таки разница есть. Грань между ними, хоть тонкая, но имеется.

Главное различие заключается в том, что BCP — это «план верхнего уровня». Он может включать в себя один или несколько DRP, но не наоборот.

DRP — план, который ближе к IT-процессам.

DRP (Disaster Recovery Planning) — это план восстановления после сбоев. Условно можно сказать, что он про «железо» и обеспечение работоспособности составляющих IT-инфраструктуры.

Такой документ позволяет быстро восстановить работоспособность IT-систем, от которых зависят критичные бизнес-процессы компании, или перестроить их для работы в новых условиях.

Пример — необходимость переезда в другой офис или ЦОД из-за кризиса (где затраты будут меньше). В этом случае для каждой составляющей IT-инфраструктуры применяется отдельный DRP.

План восстановления после сбоев может касаться различных вопросов. Например:

  • Информации по запасным серверам. Что-то произошло с основными вычислительными мощностями, а в DRP предусмотрен быстрый переезд на резервные.
  • Меры по обеспечению компании непрерывной связью. Проблемы с ЛВС или телефонией — есть DRP, в котором предусмотрен такой сценарий.
  • Запас критически важных запасных частей для компьютерной и другой техники и прочие вопросы.

BCM — антикризисный план, который ближе к бизнес-процессам.

BCP (Business Continuity Planning) — план обеспечения непрерывности бизнеса, который включает в себя DRP (как правило, несколько).

Он разрабатывается с целью обеспечения восстановления бизнес-процессов в целом.

В той же ситуации со сменой офиса, описанной выше, BCP будет описывать весь процесс переезда компании на новое место. Т.е. сюда включаются не только вопросы, связанные с переездом IT, инфраструктуры, но и организационные моменты (например, организация удаленной работы сотрудников в период сложной ситуации и взаимодействие между ними).

Разработка BCP целиком и полностью ложится на представителей бизнеса, ТОП-менеджеров и других членов команды, отвечающих за отлаженность бизнес-процессов в компании.

Таким образом, без BCP не может быть DRP.

Зачем вашему бизнесу антикризисное управление и BCP?

Давайте рассмотрим ситуацию. Компания работает без BCP и для сохранности важных данных использует только регулярное резервное копирование. В один прекрасный момент «слетает» сервер, на котором установлено ПО, использующее эти самые данные, которые бэкапятся. Да, бэкапы есть, — прекрасно. Но куда их девать, если сервер с ПО не работает?

BCP предусматривает все возможные риски. Если план разработан грамотно, можете быть уверены, что IT-инфраструктура и бизнес-процессы защищены.

Еще один пример, актуальный на фоне пандемии коронавируса Covid-19 — снижение продаж, необходимость перевода сотрудников на удаленку, сокращение затрат на IT-инфраструктуру без потери ее ключевых функций и возможностей. Все это можно предусмотреть в плане для антикризисного управления. Пока одни мечутся из стороны в сторону в поисках решения внезапно навалившихся проблем, бизнес с BCP плавно и без критичных потерь переводит свою IT-инфраструктуру и другие составляющие на работу в сложных условиях.

Как разрабатывается BCP для антикризисного управления IT-системами

Хороший вариант — привлечь к этому специалистов, имеющих опыт подготовки таких документов. План можно разделить на 3 составные части:

  • Каталог возможных сценариев и рисков. Чем больше сценариев рассматривается, тем лучше. Для каждого из них рассматривается вероятность наступления и предполагаемый урон. Также определяются подразделения, которые может затронуть сценарий, возможная продолжительность его влияния на бизнес-процессы и ряд других вопросов.
  • Описание антикризисных команд и распределение ролей в них. Здесь внимание уделяется правильному подбору специалистов, руководителей команды и зон ответственности каждого.
  • Процессы, организационные и технические меры по восстановлению инфраструктуры и управлению бизнес-процессами. В этой части антикризисного плана содержится более детализированная информация, изложенная в предыдущих частях.

На самом деле все не так сложно и страшно, как кажется. Компании, оказывающие услуги по разработке BCP, работают по отлаженным методикам и технологиям. Если вы хотите защитить свою IT-инфраструктуру и весь бизнес в сложный период, обратите внимание на услуги по разработке плана обеспечения непрерывности бизнеса. И делать это лучше заранее.

IT-специалисты компании Afforto помогут Вам разработать антикризисный план по управлению IT-инфраструктурой компании, а также подготовить IT-структуру предприятия для эффективного управления организацией в кризисы.